Алтайская краевая общественная организация «Защита и поддержка гражданских прав и инициатив»
Сегодня ночью один из телеграмм-каналов сообщил печальную весть. В боях под Харьковом погиб Ильдар Дадин.
Судьба Ильдара коснулась меня лишь по касательной, но смерть я его принял близко.
Ильдар Дадин стал первым, кого в России осудили по статье 212.1 УК — «неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга». Позже эта статья получила неофициальное название «дадинская».
В декабре 2015 года Дадин был приговорён к 3 годам лишения свободы.
В сентябре 2016 года Ильдара отправили отбывать наказание в исправительную колонию в Карелии.
Видимо из-за врожденной тяге к правде, такой не промолчит, у Ильдара сложились плохие отношения с руководством колонии. В зоне он неоднократно подвергался пыткам и истязаниям сотрудниками колонии.
Ильдару чудом через своего адвоката удалось передать письмо супруге, в котором он рассказал о пытках в колонии.
Письмо было опубликовано в СМИ и привлекло общественное внимание и руководство ФСИН (федеральная служба исполнения наказания) решило перевести Дадина в одну из колоний Алтайского края.
Этап был у Ильдара сложным и длительным почти 1 месяц. Когда заключенный находится на этапе, то родственников не информируют, где он и как он. Поэтому родственники, друзья и общественность очень переживали за Ильдара.
Жена Ильдара Анастасия Зотова написала мне 26 декабря 2016 года в фейсбуке письмо: «…Помогите узнать, правда ли Ильдара отправили в Алтайский край!».
На тот момент я уже сложил, не только полномочия председателя Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Алтайского края, но и члена комиссии.
За восемь лет, что я был председателям ОНК я очень много «попил крови» тюремщикам на Алтае. Однажды начальник управления Минюста РФ по Алтайскому краю Алексей Кулик сказал: «Ильич, они (ФСИН) тебя боятся больше прокурора».
Поэтому в этой ситуации рассчитывать на то, что ФСИН сделает для экс-председателя ОНК Алтайского края исключение, и правдиво проинформирует об Ильдаре Дадине, было бы наивно.
Тем не менее, от других источников удалось получить информацию о дате прибытия Ильдара в исправительную колонию №5 (ИК-5) г. Рубцовска.
К счастью, тогда еще в ОНК Алтайского края были члены не афилированные с силовиками: Алексей Белоус, Вячеслав Филиппов, Вячеслав Беришев, Нина Сайберт, Олег Карсаков и Ольга Фотиева.
Они оперативно съездили к Ильдару в колонию и затем, несмотря на расстояние (от Барнаула до Рубцовска 300 км) несколько раз посещали колонию. Члены ОНК морально поддерживали Ильдара и контролировали соблюдение его прав.
Было лестно, что после освобождения из колонии Ильдар Дадин, в интервью журналистам положительно отзывался об условиях содержания в ИК-5 Рубцовска.
Это была и оценка нашего труда, членов ОНК начиная с 2008 года .
К сожалению, с 2019 года правозащитники в составе ОНК Алтайского края уже не представлены.
После освобождения Ильдара из колонии я еще какое-то время встречал в СМИ упоминание о нем, но чем больше проходило времени с момента его освобождения, тем реже встречалось его имя.
Будучи уже в эмиграции я однажды услышал его небольшое интервью в качестве добровольца Сибирского батальона воюющего на стороне Украины. Иного поступка я от него и не ожидал. Такие, как он всегда сражаются на светлой стороне.
В моем представлении образ Ильдара, чем-то схож с образом моего земляка Василия Шукшина, такой же упертый правдоискатель.
Василий Шукшин снял много прекрасных фильмов, в том числе и фильм «Живет такой парень».
Ильдару Дадину 14 апреля исполнилось всего 42 года.
Хочу выразить слова соболезнования родным и близким Ильдара Дадина.
Пусть с миром покоится еще один герой и правдоискатель.
6 октября 2024 года
Александр Гончаренко, председатель ОНК Алтайского края (2008-2016 гг.), российский политэмигрант