Алтайская краевая общественная организация «Защита и поддержка гражданских прав и инициатив»
На фотографии Александр Гончаренко и Вячеслав Горелов
Как стало известно из СМИ со ссылкой замглавы Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН) России Валерий Максименко в исправительной колонии (ИК) № 14 Мордовии зафиксировано использование рабского труда осужденных женщин.
После проверки выяснилось, что женщины занимались «пошивом одежды с семи утра до часу ночи, выполняя левые заказы».
Ранее проводимые проверки не давали результатов.
Сейчас сотрудники центрального аппарата ФСИН сделали проверку без уведомления руководства колонии.
Со слов Максименко: «Зашли в колонию и попытались ознакомиться с видеоархивом. Было предпринято сопротивление. Видеоархив стал уничтожаться прямо у них на глазах».
Материалы дела переданы в Следственный комитет (СК) России для возбуждения уголовного дела, начальник колонии Юрий Куприянов отстранен от должности.
О рабском труде в мордовской ИК-14 рассказывала Новой газете участница Pussy Riot Надежда Толоконникова еще в 2013 году. В ее жалобе говорилось, что бригады работали по 16 часов в день, иногда без выходных: «Все зависит от желания администрации, которая таким образом фактически осужденных склоняет к заведомо “рабскому” труду свыше нормы предусмотренного трудовым законодательством».
По ее словам, на производстве не было перерывов, из-за неисправного оборудования многие получали травмы, однако администрация колонии не предпринимала никакие меры. «Если осужденный на производстве получает травму, то администрация составляет документы о том, что он виноват в несоблюдении техники безопасности, вплоть до водворения в ШИЗО», — рассказывала тогда осужденная.
Мордовия, это не единичный регион, где труд осужденных можно приравнять к понятию рабский.
Так, во время посещения исправительной колонии №10 в г. Рубцовске 22 августа 2014 года членами Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Алтайского края Александром Гончаренко и Вячеславом Гореловым в здании, согласно техническому паспорту, именуемому клубом, обнаружен цех № 17, или «сувенирка». Цех занимал 2-й и 3-й этаж здания и состоял из помещений площадью от 1,65 до 16.5 кв. м, в которых были размещены столярное и деревообрабатывающее оборудование, художественные мастерские, склад готовой продукции. У членов комиссии возникли большие сомнения в том, что помещение цеха, оборудование соответствует требованиям СанПиНа, предъявляемым к данному виду производств. На момент посещения членов ОНК в цехе трудились 23 человека.
При их опросе выяснилось, что стаж работы на данном рабочем месте составлял от 2 недель до 4 лет. О том, что осужденные говорят правду, свидетельствовал тот факт, что в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (цех — «сувенирка»), начатом 9 января 2014 г., фигурировало 17 фамилий из этих осужденных, как прошедших повторный инструктаж 9 января 2014 г., а затем и инструктаж 3 июля 2014 г.
Это свидетельствовало, что данное производство действовало как минимум с конца 2013 г. (первый повторный инструктаж проводится через 3 мес. после первичного).
Сотрудники администрации в начале затруднились объяснить основание трудоустройства осужденных, но через 1–1,5 часа предоставили заявления от 22 осужденных с просьбой к начальнику колонии вывести их на работу по благоустройству территории колонии и согласных работать более 2 часов без оплаты труда. Во всех этих заявлениях отсутствовала дата написания, да и работу резчика, маляра, художника, столяра, шлифовщика, токаря, а именно так значились профессии осужденных в журнале регистрации инструктажа, трудно отнести к действию статьи 106 УИК РФ.
По данным бухгалтерского учета, по разделу «Деревообработка» в июле 2014 г. было реализовано продукции на общую сумму 76 841 рубль. В соответствии с калькуляцией, заработная плата осужденных в июле по деревообрабатывающему производству составила 15 876 рублей. Согласно книги приказов на деревообрабатывающем производстве официально были трудоустроены 7 человек. Сумма начисления заработной платы этим лицам в июле 2014 г. как раз и составила 15 876 рублей. Все фамилии этих лиц отсутствовали в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (цех «сувенирка»), следовательно, эти осужденные работали на промзоне. На основании этого члены ОНК пришли к выводу, что в июле продукция, изготовленная цехом № 17 («сувенирка») не была учтена бухгалтерским учетом.
В журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (цех «сувенирка») прошедших повторный инструктаж в июле 2014 г., помимо 23 осужденных, были фамилии еще 34 человек.
У членов ОНК возник вопрос, если семь работников произвели продукции в июле 2014 г. на 76 841 рубль, то на какую сумму была произведена продукция 56 осужденными за этот месяц, кем и куда она была реализована, и кто получил доход от реализации этой продукции.
Проведя дополнительную проверку, прокуратура признала обращение ОНК обоснованным и внесла представление на имя начальника ФКУ ИК-10 г. Рубцовска об устранении нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Обзор СМИ подготовлен АКОО «ЗПГПИ», 24.12.2018 г.