Вайс признался, что передавал запросы на поиск справочной информации, включая личные данные, по именам, которые он представит Отту от имени Марсалек. Запросы содержали до 25 имен одновременно. Перед побегом Марсалек работал главным операционным директором Wirecard, секретной финансовой компании. В 2019 году в материалах Financial Times были задокументированы случаи мошенничества и фиктивных резервов в компании, которая была объявлена неплатежеспособной в 2020 году.
Немецкие официальные лица расследуют возможные связи между Марсалеком и российской разведкой, в том числе вопрос о том, могла ли Wirecard использоваться для российских операций по отмыванию денег, и был ли список ее клиентов, в который входили люди, которые использовали секретную службу для оплаты порнографии, согласно Европейскому силовики — могли бы пригодиться Москве.
Представитель европейской службы безопасности заявил, что Марсалек, исчезнувший после того, как в июне 2020 года вылетел на частном рейсе из Австрии в Беларусь, какое-то время проживал в московском жилом комплексе, контролируемом одной из российских спецслужб. Этот чиновник также сообщил, что Марсалеку предоставили новую российскую идентичность.
Адвокаты Вайса и Марсалека не ответили на запросы об интервью.
Сотрудники службы безопасности заявили, что Отт находился под подозрением в течение многих лет до его ареста в прошлом году, но австрийские власти так и не смогли возбудить уголовное дело. Еще 22 ноября 2017 года его остановила полиция в международном аэропорту Вены, когда он прилетел на посадку на рейс в Амстердам. 10 месяцев назад ЦРУ предупредило австрийских чиновников, что Отт подозревается в продаже информации русским. По словам представителей европейской службы безопасности, американцы возобновили свое предупреждение в ноябре того же года и пригрозили отказаться от участия в конференции по безопасности в Нидерландах, если Отту будет разрешено присутствовать на ней.
Об американских предупреждениях впервые сообщила австрийская Die Presse. ЦРУ отказалось от комментариев.
Ультиматум ЦРУ привел к тому, что австрийцы получили ордер на обыск дома Отта площадью 3200 квадратных футов на изумрудных холмах на юге Австрии на основании «подозрения в разглашении государственной тайны».
Однако, по словам австрийских официальных лиц, в ходе обыска не были обнаружены ключевые улики. Тем не менее спецслужбы пытались отстранить его от должности до дальнейшего расследования, но административный суд по делам госслужащих заблокировал это действие. Затем австрийские власти перевели Отта на работу в полицейскую академию, где он больше не должен был иметь доступа к базам данных западной разведки.
Чиновники, однако, полагают, что Отт использовал свою новую должность, чтобы подключиться к сети разведывательных контактов внутри и за пределами Австрии. Сообщив коллегам из других агентств, что он занимается официальными делами в рамках своей новой работы, Отт запросил сотни незаконных поисков в защищенных базах данных информации о людях по всему континенту, согласно следственным документам.
В одном случае, по словам европейских официальных лиц, Отт якобы запрашивал информацию у британской разведки, которая могла быть использована для определения того, находится ли женщина, ранее обвиняемая в том, что она российская шпионка, все еще в поле зрения западных служб безопасности.
Среди выдающихся запросов был один, который он якобы задавал в декабре 2020 года Христо Грозеву, исполнительному директору агентства расследований Bellingcat, как показывают документы. Репортаж издания раскрыл настоящую личность Вадима Красикова , гражданина России, который в прошлом году был осужден за убийство деятеля чеченской оппозиции в Берлине в 2019 году после того, как Красиков въехал в Германию по поддельному паспорту. Немецкие власти заявили, что Красиков действовал от имени ФСБ.
На вопрос The Post, знал ли он об обысках Отта, в том числе о его домашнем адресе, Грозев сказал, что его проинформировали власти, и он пришел к выводу, что они проводились от имени России. «Это может быть просто запугивание, это может быть просто слежка за мной, слежка за мной или подготовка убийства», — сказал он.
Кроме того, в сотовом телефоне Отта был обнаружен анализ на трех страницах, в котором оценивались недостатки российской операции в Берлине и предлагались рекомендации о том, как российская разведка могла бы работать лучше в будущем. Анализ, который, по мнению западных официальных лиц, был написан Оттом, предполагает, что крот или перебежчик мог предоставить информацию, которая скомпрометировала план после того, как Красикову не удалось скрыться незамеченным.
«Немедленно прекратить все запланированные операции до тех пор, пока крот или перебежчик не будут устранены», — предупреждал документ.
Что будет дальше в деле Отта, неясно. Нынешние и бывшие сотрудники службы безопасности за пределами Австрии по-прежнему скептически относятся к тому, что различные парламентские и другие расследования будут достаточно глубокими.
«Это вещи, которые австрийское правительство должно подвергнуть сомнению и докопаться до сути, но я лично не знаю, зайдут ли австрийцы так далеко», — сказала Соня Сынхье Лим, бывший глава резидентуры ЦРУ в Европе. «Я думаю, что их позиция на протяжении десятилетий, начиная с 40-х и 50-х годов, всегда заключалась в том, что они предпочли бы не раскрывать неудобную правду».
Эмили Раухала в Брюсселе и Шейн Харрис в Вашингтоне внесли свой вклад в этот отчет.
ИСПРАВЛЕНИЕ
В предыдущей версии этой статьи было неверно указано имя члена австрийского парламента от оппозиции. Политик Стефани Криспер, а не Стефани Киспер. Статья исправлена.